Непознанное | Патенты | Архив книг | Видеоархив             Форум | Блоги | Чат | Пользователи | YouTube

Серапеум (Саккара)

А. Скляров

       Наконец, сбылась многолетняя мечта попасть в Серапеум! Не скажу, как это удалось и чего это стоило, но главное - это удалось!

       Он и сейчас закрыт для посещения туристами. Причина, которая озвучивается: потолок в подземных помещениях постепенно обрушивается, и его потребовалось укрепить. Для этого в камерах с "саркофагами" устанавливаются металлические арочные перекрытия. И на время работ "саркофаги" укрыты полиэтиленом, а некоторые даже "убраны" в большие деревянные ящики...

       Но есть все-таки какие-то несостыковки между озвучиваемой причиной и тем, что можно увидеть в самом Серапеуме. И прежде все в том способе, который выбран "для укрепления потолка". Мощные стальные фермы не доходят до окружающего массива известняка на вполне ощутимое расстояние. Да и зазоры в стальных конструкциях такие, что сквозь них вполне могут проваливаться довольно большие куски породы при ее обрушении.

       Можно предположить, что поверх собранного каркаса в дальнейшем будет создаваться сплошной "навес", который укроет и "саркофаг", и пространство вокруг непроницаемым даже для мелких осколков куполом. Такой вариант вполне возможен и даже логичен, хотя даже в камерах с уже собранными стальными каркасами никаких признаков такого купола пока не видно.

       Однако сомнительна необходимость в столь мощных стальных фермах для подобных целей. Да и сама конструкция наводит на мысль о том, что она имеет не только (а возможно. и не столько!) предохранительные функции. Все ее параметры вполне годятся для того, чтобы использовать ее для такелажных работ!

       Это наводит на мысль о том, что в планы "реставраторов" входит не только предохранение "саркофагов" и туристов от обрушения породы сверху, но и подъем самих "саркофагов", вес которых достигает сотни тонн!

       Насколько правомерно такое предположение - трудно судить. Но соблазн тут довольно велик. Ведь если удалось бы найти что-то ПОД саркофагами, это могло бы дать шанс на их более надежную датировку, поскольку соотнесение их с периодом Нового Царства явно высосано из пальца и бросается в глаза даже неспециалисту (см. далее).

       Кстати, есть еще два странных момента, которые указывают, что это тут неспроста:

       Момент первый. Такие мощные стальные фермы установлены не только там, где есть "саркофаги", но и в пустых камерах!.. По крайней мере, в одной уж точно. (Мы даже между собой похихикали, что один "саркофаг" уже куда-то вывезли и продали.)

       Момент второй. Строгости с различного рода запретами многократно возрастают именно в зоне монтажных и "реставрационных" работ. Снимать ее категорически запрещали. И фото, представленные выше, сделаны "от бедра". Спрашивается: что же тут такого можно скрывать, если речь идет исключительно только о предпринимаемых мерах предосторожности по обеспечению безопасности туристов и сохранности каменных ящиков?

       Проход вдоль ряда реконструируемых камер с запакованными в пленку и дерево "саркофагами" приводил в уныние - ведь рассмотреть ничего было невозможно. Ради чего тогда мы сюда рвались?.. Но переживания оказались напрасными, и незапакованный "саркофаг" нам увидеть удалось. Пусть хоть всего один, но все-таки. Один - больше, чем ничего...

       Это, скажу я вам, впечатляет!!! Впечатляет даже с учетом того, что удалось повидать немало удивительного. И не только в Египте...

       Поражает не только размер и вес этой "коробочки" (как и других, равных ей), но и то, что она стоит в весьма узкой боковой нише, где даже при плотной упаковке поместятся всего несколько десятков человек в общей сложности. и более того: пол ниши метра на полтора ниже уровня пола основного коридора!.. То есть "саркофаг" нужно было не только как-то затащить в нишу, но и аккуратно, не разбив, опустить на эти самые полтора метра вниз!

       Еще один момент: свод потолка (закругленный в общем плане) имеет по краям небольшой ступенчатый выступ (см. на фото выше прямо над головой Дмитрия Павлова). Складывается впечатление, что изначально потолок был просто плоским без всякого свода и имел этот уровень. Но если это действительно было так, "саркофаг надо было вообще втискивать в весьма ограниченную по габаритам щель между полом коридора и потолком ниши. Немыслимые такелажные работы!

       Другую версию предложил Дмитрий Павлов. Саркофаги стояли просто на поверхности. Со временем их покрыло отложениями известняка. Затем какая-то высоко развитая цивилизация обнаружила их с помощью каких-то георадаров и прорыла к ним тоннель. Но промахнулась по глубине этого коридора. Вот и образовалась "ступенька" высотой в полтора метра...

       Фантастика?.. На мой взгляд, да. Ведь для этого должны были пройти многие миллионы лет, за которые гранитные коробки вросли бы в отложения известняка так, что отчистить их от него полностью - представляло бы собой неимоверную задачу.

       Но и такая версия имеет право на существование, поскольку она ничуть не хуже, чем утверждение египтологов о создании столь фантастических "саркофагов" древними египтянами с их довольно примитивными технологиями ради захоронения мумий священных быков...

       Надписи на внешних сторонах "саркофага" резко контрастируют по качеству исполнения с самой гранитной коробкой. Гранит тщательнейшим образом отполирован, плоскости идеально выровнены, а надписи просто небрежно нацарапаны. И легко заметить кривые линии вместо прямых, равно как и отсутствие элементарной параллельности нацарапанных элементов рисунка как между собой, так и относительно краев гранитной коробки.

       Достаточно очевидно, что уровень мастерства тех, кто наносил надписи, абсолютно не соответствует уровню мастерства изготовителей самой гранитной "коробушки". а ведь именно по этим надписям и датируют Серапеум!

       Местами на саркофаге видны повреждения. И не только свежие сколы, возникшие, похоже, при попытке подъема крышки, но и явно зашлифованные. Качество шлифовки поврежденных мест на порядки уступает качеству отполированной неповрежденной поверхности. И если подобная полировка столь больших плоских поверхностей вызывает ассоциации только с высочайшими машинными технологиями, шлифовка поврежденных участков имеет вид, вполне доступный для ручной обработки. Все это указывает на повторное использование "коробушки" в глубокой древности (поскольку археологи и современные "реставраторы" такой шлифовкой гранитных поверхностей не занимаются).

       На снимке ниже такой участок виден в форме скошенного треугольника в углу вертикальной боковой грани крышки (ниже мой руки):

       Другой зашлифованный поврежденный участок (также на крышке) хорошо виден на следующем снимке в форме заметной выемки:

       Но наиболее отчетливо вторичное использование "саркофага" в древние времена и несопоставимость соотнесения надписей со временем изготовления гранитной коробки видна на ее дальней от коридора стороне рядом с приставленной лестницей. Тут линии рисунка идут непосредственно по зашлифованному поврежденному участку.

       Но особенно поражает внутренняя часть "саркофага". Его стенки и тут идеально отполированы. А как и чем изготовлялись подобные внутренние углы - остается загадкой...

       К сожалению, шансы на успех в посещении Серапеума нам представлялись весьма призрачными, и мы не прихватили с собой ни фонарика, ни линейки, чтобы можно было проверить вывод Кристофера Данна о том, что между прислоненной к стенке линейкой и самой стенкой не проникает даже луч фонарика. Но на зрительном уровне, качество изготовления внутренних стенок "саркофага" именно таково.

       Правда, некоторые сомнения в утверждении Данна о космическом уровне использованных технологий все-таки возникли. Дело в том, что если провести пальцем вдоль внутреннего угла, то на уровне тактильных ощущений возникает впечатление хоть и не сильного, но все-таки некоторого легкого "гуляния" линии между гранями из стороны в сторону...

       Скажу честно: желание забраться внутрь, конечно, было. Не было лишь повода...

       И тут - исключительно по счастливому стечению обстоятельств - у меня выпадает из кармана мобильный телефон и падает внутрь "саркофага". Видимо, я "слишком громко думал" свое желание, и телефон решил этому желанию помочь... Как бы то ни было, повод забраться в "коробушку" появился. И появилась, соответственно, возможность сделать несколько снимков с других точек непосредственно в "саркофаге".

       Впечатляют все-таки размеры. При моих 176 мне не хватало всего нескольких сантиметров, чтобы распрямиться в полный рост!.. Понятно, почему египтологи решили, что тут помещали мумии быков - для человека "коробушка" все-таки слишком великовата.

       Другой впечатляющий момент - великолепная притертость крышки к боковым стенкам "саркофага". Ни малейшего зазора или отклонения!!! Фантастика... А полировка поверхности?!. Оцените зеркальность отражения!

       Не нашла подтверждения (весьма, на мой взгляд, сомнительная) версия Дэникена о захоронении тут якобы останков неких монстров, залитых битумом. Так вычистить битум со всей внутренней поверхности "саркофага", а тем более из всех внутренних углов - практически невозможно. Нужно было бы промывать все колоссальным количеством бензина или другого какого-то растворителя, которых у египтян просто не было. Да и современные археологи такой промывкой вряд ли занимались. Во-первых, какой-никакой запах растворителя должен был бы остаться. А во-вторых, они даже не оттерли до конца надписи, которые оставляли после себя туристы и разного рода "исследователи", и которые кое-где просматриваются до сих пор...

       Крышка этого "саркофага" - как и подавляющего большинства других - сдвинута в сторону коридора.

       Вряд ли для этого была как-то использована ниша в задней стенке камеры. Довольно трудно представить себе некое рычажное устройство, которое упиралось бы в эту нишу и помогало сдвигать крышку в противоположную от ниши сторону - слишком тут невелико расстояние...

       На мой взгляд, скорее всего крышку просто вытягивали за веревки. Если свободный конец веревки перекинуть через вертикально установленное и закрепленное прочное бревно, то можно было тянуть вдоль коридора, где вполне можно разместить то количество людей, которые необходимы для смещения крышки в ее нынешнее положение. и сделать это было вполне под силу даже древним египтянам.

       Дмитрий Павлов обратил внимание на то, что, если провести рукой по полированной поверхности "саркофага", то можно ощутить подушечками пальцев мелкие выступающие наружу кристаллики. Подобные неровности в процессе полировки неизбежно удалялись бы автоматически. Следовательно, они появились в период уже после изготовления саркофага.

       На отложения соли эти мелкие острые выступы не похожи. Вследствие чего у Дмитрия возникла версия, что это - результат именно большого возраста "саркофага": под давлением веса вышележащих слоев небольшие некоторые кристаллы в составе гранита как бы выдавливаются за его поверхность.

       Насколько эта версия соответствует действительности, встречаются ли подобные процессы в природе, и можно ли по их интенсивности оценить возраст "саркофага" - предстоит выяснить...


 
© Dragons' Lord from "MATRI-X" Project 2002..2024