| |
Тикаль (Гватемала)
Автор неизвестен
Тикаль, расположенный в северных низинах ареала, где обитали майя, был, вероятно, самым крупным центром их культуры в классическом ее выражении. В центре города находилась большая площадь, ограниченная с западной и восточной сторон пирамидами, а с севера - акрополем. Вокруг этой площади на пространстве в 16 км2 стояло еще около 3000 зданий. Число жителей, по различным оценкам, составляло от 10000 до 45000 человек.
В акрополе, судя по всему, люди постоянно жили на протяжении одиннадцати веков. На сегодняшний день сохранилось всего 16 храмов. Некоторые стоят на руинах более древних сооружений, среди которых есть и гробницы с удивительными по красоте росписями.
|
Пирамида I - «Храм Великого Ягуара» до и после раскопок
|
Этот культовый центр занимает площадь в 2,5 км2. Площади и храмы соединены пешеходными дорожками. Кроме того, здесь великое множество так называемых «малых дворцов» - одноэтажных домов с оштукатуренными и нарядно украшенными комнатами. Как и многие другие архитектурные сооружения майя, они строились на платформе.
|
Вид на храм I из храма II
|
Главные религиозные храмы возводились на большом возвышении, что придавало им более величественный вид и позволяло большому числу людей наблюдать за отправлением религиозного обряда. Но даже относительно невзрачные и простые дома вдалеке от центральной площади строились на платформе из глины, возможно, для защиты от наводнений и паводков в сезон дождей.
|
Вид на храм I,II,III из храма IV
|
Большая площадь Тикаля замкнута пирамидами и акрополем. Город является памятником классической культуры майя, его руины - это свидетельства пяти веков развития ее зодчества.
|
Сумерки в Тикале. Вид из Храма I на верхушки храмов II, III, IV
|
Понятие «город» применимо к Тикалю весьма условно. Это был важный религиозно-культовый центр, в окрестностях которого во множестве селились люди.
|
План национального парка "Тикаль" (кликните по картинке, чтобы поднять полную версию)
|
Большинство индейцев майя отнюдь не утопали в роскоши, но свои храмы и могилы они старались украсить как можно богаче. Из боязни прогневить богов, жрецов и правителей, а пуще всего - мертвых они создали монументы, которые и сегодня поражают своим величием, внушая почтение и благоговейный трепет.
| |