| |
Неугасимый светильник
Автор неизвестен
Кто не знает сказку о волшебной лампе Аладдина? Свидетельства известных авторов античных времен и современных исследователей доказывают: это не выдумка. Волшебные лампы действительно существовали и, возможно, существуют по сей день. Правда, предназначались они вовсе не для того, чтобы вызывать джиннов...
В эпоху всеобщего разграбления древних усыпальниц Египта, Греции и Рима поползли слухи о том, что в гробницах помимо всего прочего находили чудесные лампы, которые горели со времени погребения и самоуничтожались или тухли, когда в захоронение врывалась вооруженная лопатами и кирками толпа вандалов. Подобных сведений было так много, что ученые заинтересовались этим вопросом. И нашли достаточно убедительные доказательства у античных и средневековых мыслителей относительно правдивости утверждения, что древние мастера могли изготовлять лампы, горящие без замены топлива и фитиля тысячелетиями. Эти лампы не чадили, что объясняло одну из загадок древнеегипетских пирамид: как можно было наносить на стены фрески в недоступных для света участках, не испортив при этом копотью масляных ламп и факелов свою работу.
Подобная лампа была обнаружена и в гробнице Туллиопы - дочери знаменитого римского оратора Цицерона - в 1485 году. Ее мавзолей находился близ знаменитой Аппиевой дороги, по которой на завоевание мира шли железные легионы цезарей. Лампа горела в герметически закрытом помещении (то есть вдобавок ко всему еще и без доступа кислорода) 1600 лет, освещая погруженное в прозрачный раствор, препятствующий разложению, тело юной девушки с длинными золотистыми волосами. Казалось, она только что заснула.
Неподалеку от раскопок оказался монах фра Бенедикто, который и записал историю о необычной лампе. Его пригласили посмотреть на чудесное открытие, а заодно и определить, не дьявольское ли это наваждение? Протиснувшись в узкий проход, фра Бенедикто очутился в катакомбной камере, освещенной коптящим светом факелов. Взглянув на нетленную красавицу, выглядевшую как только что погребенная, благочестивый монах перекрестился и зашептал слова молитвы.
Наблюдательный монах обратил внимание и на еще один источник света в погребальной камере: на стене висела металлическая лампа, горевшая неярким голубоватым светом.
Пока фра Бенедикто докладывал о находке кардиналу, пока высокое начальство прибыло на место погребения... Короче говоря, лампы уже и след простыл. Остался лишь медный крюк, вбитый в стену, на котором она висела. Никто из землекопов не мог объяснить, кто и когда похитил это чудо, ибо внимание их было приковано к прекрасной покойнице.
Чудесные светильники, подобные лампе из гробницы дочери Цицерона, были найдены по всему миру в местах расцвета наиболее высокоразвитых цивилизаций древности. О вечно горящей лампе писал Плутарх, утверждая, что таковая висела над дверью храма Юпитера-Аммона, а святой Августин упоминал в своих сочинениях древнеегипетскую "дьявольскую" лампу в храме Венеры, которую не гасили ни вода, ни ветер. Вечно горящая лампа имелась и в Эдессе (Антиохии) во времена правления императора Юстиниана. Она находилась в защищенной от стихий нише над городскими воротами и горела, судя по выбитой на ней дате зажжения, более 500 лет, после чего была разбита солдатами. Несколько ламп было найдено и на территории Англии: самая примечательная из них находилась в гробнице неизвестного адепта ордена розенкрейцеров. В 1401 году близ Рима, как сообщают хроники тех времен, была обнаружена еще одна вечно горящая лампа, стоящая у изголовья саркофага некоего Полланта, которая горела, если считать за дату время захоронения, более 2000 лет.
Подобная лампа имелась и в безымянной мраморной гробнице, найденной в 1500 году на острове Несида в Неаполитанском заливе.
Помимо стран Европы и Средиземноморья вечно горящие лампы были найдены в индийских и китайских храмах, храмах Мемфиса и даже в Латинской и Южной Америке. К сожалению, ни одна из таких ламп не была предоставлена ученым в целом виде, а то, что имелось в их руках, совершенно не походило на осколки ламп в нормальном понимании этого слова. Но трудности не остановили исследователей, которые хотели раскрыть секрет вечного топлива, а, напротив, подстегнули их к экспериментам. Самую простую гипотезу выдвинул по этому поводу ученый-иезуит Афанасий Кирхер. Вот что он пишет: "В Египте имеются богатые месторождения асфальта и нефти. Что делали хитроумные жрецы? Они подсоединяли тайными трубами участки источника нефти к одной или нескольким лампам с асбестовыми фитилями! Эти-то лампы и горели вечным пламенем. С моей точки зрения, это наиболее верное решение загадки сверхъестественного долгогорения этих ламп".
Всего по поводу вечно горящих ламп было написано около двухсот работ. Возможность изготовления топлива, которое возобновлялось с такой же скоростью, как и прогорало, была предметом серьезных споров в научных кругах средневековья. Единственное, в чем сходились почти все, было то, что фитиль этих ламп изготовляли из огнеупорного асбеста, называемого алхимиками "шерстью" или "кожей саламандры". Все тот же Кирхер в течение двух лет пытался получить из этого несокрушимого материала масло, полагая, что оно тоже может быть неразрушимо, но затем сдался и пришел к убеждению, что это невозможно.
Со времен средневековья сохранилось несколько формул приготовления вечного топлива, но ни одно из них не оправдало возложенных на него надежд. Например, Е.П.Блаватская в книге "Разоблаченная Изида" приводит следующую последовательность действий: "Сера. Квасцы. Сделать возгонку до серного цвета. Добавить венецианскую кристаллическую буру в порошке, после чего полить спиртом высокой очистки, выпарить и осадок добавить к новой порции. Повторять до тех пор, пока сера не станет мягкой, как воск, и не будет дымиться. Выложить на медную тарелку. Это для питания. Фитиль приготовляется таким образом: снять нить асбеста толщиной со средний палец и длиной с мизинец, положить в венецианский сосуд, залить приготовленной серной ваксой, поставить в песок на двадцать четыре часа и подогревать так, чтобы из серы выходили пузырьки. Фитиль при этом просалится и смажется, после чего заложить его в стеклянный сосуд, подобный створчатой раковине, так, чтобы небольшая часть его была над серной ваксой. Затем поставить сосуд в горячий песок так, чтобы вакса размягчилась и была равномерно распределена по фитилю. И если после этого зажечь фитиль, он будет гореть вечно, и лампу можно ставить там, где вам угодно".
Даже слабо знакомый с премудростями химических процессов человек найдет в этом рецепте немало курьезов, может быть, добавленных умышленно, и поймет, что таким образом сделанная лампа вообще навряд ли будет гореть. Но ведь лампы все же существовали! О них складывались легенды. В частности, небезынтересно "приобщить" к этому делу многочисленные восточные сказания о джиннах, обитающих именно в лампах, и западные легенды о заключенных в бутылях и других емкостях душах людей и духов, которые всегда испускали вокруг себя свечение.
Если принять во внимание все сопутствующие вечно горящим лампам характеристики, а именно - само вечногорение, неиспускание копоти, невосприимчивость к отсутствию кислорода и странный вид этих изделий древности, то "приобщение" легенд о джиннах и духах уже не будет казаться нелепым. Более того, изучив верования древних народов, в частности Египта, можно предположить, что исходящий от ламп свет не имел никакого отношения к огню или электричеству (такая версия имела место в конце XIX - начале XX столетия). Чтобы обосновать это утверждение, стоит вспомнить о самом ритуальном погребении. Особенно это касается бальзамирования, ведь вечно горящие лампы находили только в тех местах, где сохранению тела покойного отдавалось первостепенное значение.
Известно, что все внутренние органы усопшего изымались из тела и помещались в специальные сосуды, устанавливаемые подле саркофага.
Дальнейшее исследование этого вопроса станет еще интереснее, если учесть, что во времена древних царств к известным сегодня внутренним органам причислялся еще один, скрывающийся за терминами "роза сердца", "жемчужина в цветке лотоса", "внутренний храм", "огонь изнутри", "божественная искра", "огонь сердца" и т.д., который непосредственно "делал" живое - живым: "И создал Бог человека из праха земного и вдунул в лицо его дыхание жизни, дал ему дух свободный, разумный, живой и бессмертный, по образу и подобию Своему; и стал человек с бессмертной душою".
На понятии бессмертной души держится практически любое учение как доисторической, так и современной мысли, будь то религия, оккультизм или эзотерика. Из всего этого можно сделать гипотетический вывод: в вечно горящих лампах вообще не было ни масла, ни нефти, ни фитиля - в них были заключены жизненные силы или души покойных, сияющие, словно маленькое Солнце, и, естественно, не дающие ни гари, ни копоти, поскольку они - частички самого Бога, сотворившего мир посредством Небесного огня - Шамаим. Само собой разумеется, что подобное сокровище необходимо было охранять, дабы оно не попало в руки врагов, поэтому-то и были установлены всевозможные устройства, уничтожающие лампы при вторжении вандалов.
Конечно, такой достаточно вольный подход к теме вечно горящих ламп можно оспорить, приведя те же древние трактаты, по которым душа после смерти должна была соединиться с Богом. Но это верно лишь в том случае, если не принимать во внимание бальзамирование или какое-либо другое действие, оберегающее тело покойного от тления. Для чего это делалось? Ответ можно найти в "Египетской Книге мертвых", в которой есть глава "О восхождении к Свету". Зная ее текст, фараон в любое время мог выйти из своей гробницы и возвратиться потом назад, не опасаясь, что его не примут стражи потустороннего мира.
Главный вывод, который можно почерпнуть из этого священного писания, - это то, что фараону для выхода в материальный мир была необходима жизненная сила, которая и находилась подле мумии в стеклянном сосуде, принимаемом из-за свечения за лампу. Так что "приобщение" к делу заточенных джиннов сыграло кое-какую роль в разоблачении загадки вечно горящих ламп. Впрочем, о "разоблачении" говорить пока рано. По крайней мере до тех пор, пока в тени незнания находится другой секрет - секрет бессмертия человеческой души.
| |