На тему "1-ый экранолет" из хронологии жизни ВСГ (с.317) решил уточнить.
http://fogmaker.net/post_1167607025.html
Что такое экраноплан?
Экраноплан – летательный аппарат, перемещающийся в основном режиме полета в непосредственной близости от поверхности (вода, ровная местность), используя экранный эффект.
Экранопланы делятся на три группы судов:
Суда типа «А» передвигаются только вблизи поверхности с использованием экранного эффекта.
Экранопланы типа «В» могут кратковременно уходить из зоны влияния экранного эффекта. Например, для преодоления препятствий на пути, связанных с изменением рельефа местности движения.
Экранопланы типа «С» могут двигаться как с использованием экранного эффекта, так и в свободном полете как самолеты. Подобный тип экранопланов называет экранолет.
Вот еще для интереса статья в Википедии:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BA%....82.D0.B8.D1.8F
Раньше для меня экранолет и экраноплан как-то представлялись синонимами.
Предположим, что ВСГ использовал терминологию правильно (а это наиболее вероятно, т.к. он очень не любил, когда его сажали в лужу всякие ученые умники). Тогда выходит, что экранолет - это усовершенствованный вариант экраноплана, т.е., возможно, сначала был экраноплан, который мог только двигаться над поверхностью, а затем он был дополнен возможностью подниматься и летать выше (вроде того, как прыгал вверх кокон наездника со с.228 ММ), отталкиваясь от точки зависания (очень похоже на структурирование среды, про которое писал Avatar).
Но зачем ВСГ стал бы изначально строить экраноплан? Наверное только затем, чтобы далее сделать его экранолетом в русле уже имеющейся у него мысли, - в процессе проведения соответствующих эксперментов и испытаний. А что такое экраноплан, и почему именно он может быть полезен как промежуточная ступень для реализации его замыслов, ВСГ мог знать, так как долгие годы (еще с шестидесятих) мечтал летать, а значит, был в курсе всех основных разработок в этой области.
Продолжая эту линию размышлений, встает вопрос: а экраноплан стал экранолетом благодаря усилению уже имеющиегося "эффекта экрана" (предполагая, что ВСГ разглядел в нем нечто такое, что пропустили другие - возможно, проявление ЭПС или еще чего-то, дав ему другое объяснение) или же добавлением к базовому эффекту экрана совершенно другого принципа, который и позволил летать высоко. Тут ответа нет. Но зато у нас есть третье звено цепочки:
экрано
план -> экрано
лет -> гравито
план
Возможно, эта цепочка отражает прогрессирующее понимание Гребенниковым принципа полета. Но раз вариант "экранолет" заявлен в Хронологии (а к тому же там нет упоминания гравитоплана), то можем сделать вывод, что эта фаза понимания была не очень короткой и попала как раз на момент рисования Хронологии (правда по датам не очень схожится, т.к. Хронология явно рисовалась не ранее 1994 г., а на тот момент, согласно "Письмам внуку 2" уже было понимание платформы как гравитоплана). Либо все же, термин гравитоплан оставлен в Хронолгии как посказка для восстановления всей цепочки.
Кстати, если предположить, что ВСГ перед полетом вставал на уже планирующий над самой землей экраноплан (если считать, что платформа после активации, но до взлета выступала в этой ипостаси) на очень малой высоте, то тогда можно объяснить, почему конструктив, расположенный снизу платформы не ломался при посадке на неровности, кочки, сучки и т.п.