"Для любого измерительного прибора, чтобы он осуществлял свои функции, требуется наличие нуля,
точки отсчета. Для
высотомера, соответственно, тоже должна быть какая-то начальная ( нулевая) высота. А так как прибор
барометрический, то эта высота должна соответствовать определенному начальному давлению, например, давлению того места откуда начинается полет. Вот это самое начальное давление как раз и устанавливается на высотомере в окошке Колсманна.
Хотя на самом деле таких
«начальных давлений» в практике полетов существует несколько. Поэтому и определений высот полета самолета тоже несколько. Первая – это, пожалуй,
истинная высота Нист.. Это реальная высота полета, отсчитываемая от точки поверхности местности, над которой в данный момент пролетает самолет. Международное обозначение
AGL (Above Ground Level).
Высотомер, как барометрический прибор, не меряет реальную высоту непосредственно. Он делает это косвенно, измеряя разность давлений между начальным давлением и давлением на той высоте, на которой он находится. Получаем так называемую барометрическую высоту. Она может довольно сильно отличаться от реальной высоты AGL. Все зависит от величины давления, установленной на высотомере.

Виды высот полета самолета.
Далее высота
относительная Нотн.. Она отсчитывается от некоего условного уровня, обычно от уровня аэродрома, с которого взлетает (или на который садится) самолет. В международном обозначении эта высота —
height и ей соответствует давление
QFE (
Q-code
Field
Elevation), то есть давление на уровне порога ВПП.
Еще одна высота это
абсолютная Набс.. Это высота полета самолета, отсчитываемая от условного (среднего) уровня моря. Международное обозначение –
altitude. Этой высоте соответствует давление QNH (
Q-code
Nautical
Height) означающее давление в данной точке земной поверхности, приведенное к уровню моря.
На всякий случай скажу, что значит
«приведенное к уровню моря» (упрощенно :-)). Имеем вышеупомянутое давление в данной точке поверхности. Допустим, это давление на пороге ВПП, то есть QFE. Превышение (абсолютная высота) этой точки над уровнем моря известно (обычный топографический параметр :-)).
Кроме того, известна зависимость падения давления с высотой. Например, для небольших высот принято, что изменение высоты на 11,2 м соответствует изменению давления на 1мм рт. ст. (так называемая
барометрическая ступень) или подъем на высоту 800 м соответствует падению давления на 100 гПА.
Остается высоту нашей точки от уровня моря поделить на 11,2 (если за единицу измерения принимаем мм.рт.ст.) и полученное давление сложить с имеющимся (QFE, в данном случае). В итоге имеем давление в точке, если бы она находилась на уровне моря (то есть приведена к уровню моря).
Интересно, что
средний уровень моря (международное обозначение
MSL) во ряде стран СНГ, в России и в Польше ведется с использованием Балтийской системы высот (то есть по уровню
Балтийского моря в Кронштадте), а по стандартам
ICAO с использованием системы
WGS-84, которые не полностью совпадают.
Кроме того еще
высоты полета самолета до 200 м именуются
предельно малыми, от 200 до 1000 м
малыми, от 1000 до 4000 м
средними, от 4000 м до 12000 м
большими и выше 12000 м –
стратосферными.
Летчик, выруливая на взлетную полосу аэродрома с помощью вышеуказанной кремальеры устанавливает в окошке высотомера определенное давление, которое ему сообщает диспетчер (руководитель полетов). Для российских аэродромов – это давление
QFE, то есть на высотомере при этом стоит высота, равная нулю.
Интересно, что так делается только в России (и в некоторых странах СНГ). В остальном мире перед вылетом на высотомере выставляется давление, приведенное к уровню моря, то есть
QNH. И на высотомере у них уже до взлета стоит высота превышения аэродрома над уровнем моря (а вовсе не ноль, как у нас).
Далее самолет взлетает и в процессе полета летчик на определенных этапах полета выставляет на высотомере соответствующие давления, которые ему сообщает диспетчер (руководитель полетов). Сам этот порядок выставки строго регламентирован, потому что от него напрямую зависит безопасность полетов."