Собственно, расклад тут такой (ИМХО).
В 88-м Гребенников участвует в томской конференции (с докладом по ЭПС). на которой его замечает академик ВАСХНИЛ Прищеп Л.Г., который сам ведет свои исследования примерно аналогичные ЭПС (хотя, конечно, под другой теоретической базой).
Прищеп приезжает в НИИ, где работает Гребенников, и "дает по шапке" непосредственному руководству Гребенникова. Типа не мешайте гению работать. И приглашает Гребенникова на семинар (осень 88-го) с докладом по ЭПС.
Гребенников не будь дураком, сразу обозначает связь между ЭПС и работами с мегахилами. Тем самым столбит себе направление работ, по которым Прищеп будет его поддерживать.
Ну и раз высокое доверие оказано, его нужно оправдывать. В 89-м начинается "мегахильная компания", к которой Гребенников прилагает максимальные усилия. Кго руководство (под давлением Прищепа) даже создает "мегахильный кооператив" на базе НИИ...
Но как всегда на Руси, начальство шевелится только непосредственно после пинка. И к 90-му году "запал" уже пропадает. Гребенникову начинают совать палки в колеса. Идет откровенный саботаж его работ с мегахилами. Гребенников понимает, что если не выдаст "вау-результат", то на дальнейшую поддержку от Прищепа может не рассчитывать... И вот тут-то (скорее всего) и появляются эксперименты с БСК...